 |
«Искусство, коим был прославлен Апеллес,
И коим ныне Рим главу свою вознес,
Коль пользы от Стекла приобрело велики,
Доказывают то Финифти, Мозаики,
Которы в век хранят геройских бодрость лиц,
Приятность нежную и красоту девиц,
Чрез
множество веков себе подобны зрятся
И ветхой древности грызенья не боятся».
М.В. Ломоносов |
Что побудило
меня заняться эмалевой мозаикой?
Наверное, моя вечная
неудовлетворенность бытием и жажда чего-то большего, чем прозябание на
государственной службе. А где творчески способный человек может себя
выразить, научиться чему-то прекрасному и достичь чего-то выдающегося?
Это можно только на ниве искусства. В школьном возрасте, а потом и в
зрелые служивые годы я постоянно подвязывался на разные
художественно-оформительские работы, чтобы хоть несколько часов провести
в творческом состоянии. Не знаю, куда бы все это привело, если бы случай
не подтолкнул меня пойти учиться в Строгановское училище. Без отрыва от
своей работы следователем милиции, я обучался там шрифтам и выставочному
оформлению, имея цель получить художественную специальность и после
выхода на пенсию рисовать афиши в кинотеатрах. Но однажды мне в руки
попала книга о творчестве М.В.Ломоносова, содержание которой проросло
как зерно на благодатной почве моей давнишней любви к созерцанию
мозаичного искусства. Проникнувшись принципами жизни и великолепием
мозаичных шедевров великого русского просветителя, я принял твердое
решение – заняться, как и он, искусством мозаики. Несколько лет я
рисовал эскизы будущих мозаичных панно, заказывал инструменты для колки
смальты, собирал на задворках мозаичной фабрики отбросы материала. Время
шло, а к осуществлению своих замыслов на практике я так и не приступал,
хорошо сознавая, насколько уступает моя самодеятельность
профессиональному уровню художественных мастерских, одевающих в мозаику
станции метро и православные храмы. Я очень расстроился, когда увидел,
что мозаичная икона Феодора Стратилата, хранящаяся в Эрмитаже, оказалась
на самом деле портативной, то есть, в несколько раз меньше нарисованного
мною эскиза. Для такой тонкой работы мои материалы не годились,
вдобавок, не было золотой смальты - не «дергать» же ее в Московском
метро, как делал один мой приятель! На этом и закончилось мое первое
увлечение мозаикой, а
в конце 80-х я занялся домашним бизнесом - стал разводить
персидских котов. То был единственный способ честно подработать и
избежать наступающих рыночных отношений в милиции. Но сначала мне
пришлось целый год подменять уборщицу, мыть полы и туалеты за
сотрудниками, чтобы вернуть долг за первых котят. Потом они подросли,
стали приносить некоторую прибыль, и эта финансовая независимость
оказалась нелишней в моих поисках себя - ведь хорошо, когда над твоим
хобби не висит забота о том, чтобы твоей семье было что есть и где жить.
Некоторые художники надеются, что им сразу удастся продать что-нибудь из
своих пробных работ, поэтому они рыщут в поисках заказов, вступают в
союзы, нанимаются оформителями в солидные фирмы. Им кажется, что,
добившись там нормального заработка, они займутся настоящим свободным
творчеством. Но на самом деле им нечего будет выдать, так как с самого
начала они подстраивали свое творчество под общие требования, а
собственное направление запустили, не изобрели своей техники, не создали
собственного жанра. Я не был художником,
однако про искусство не забывал и, «убив» в себе начинающего мозаичиста,
нашел другой выход – начать делать что-то более ручное, практичное и
ценное, поэтому ушел в миниатюру. Меня привлекли перегородчатые эмалевые
медальоны на коронах византийских императоров, хранящиеся в музее
«Метрополитен» в Нью-Йорке. А что если я научусь делать такие же?
Искусство эмали – это древнее ремесло роскоши, сопоставимое с ювелирным
делом и считающееся самым трудоемким и сложным - привлекло меня яркостью
и долговечностью красок, и я обрек себя на рабский труд плавильщика
эмали в течении нескольких последующих лет. |
 |
У меня не было муфельной
печи, и первые опыты я проводил на дому у своего
бывшего подследственного, привлекавшегося за
изготовление огнестрельного оружия в домашних
условиях, с которым у меня, однако, сохранились
честные и справедливые мужские отношения. Мне
никто ничего не показывал, и весь процесс
горячего эмалирования я интуитивно осваивал с
самого нуля. Разрабатывая свою палитру эмалевых
красок, я нарезал несколько сотен медных
пластинок и создал большую таблицу пробников,
где по вертикали и горизонтали стояли чистые
тона, а все клеточки заполняли смешанные.
Наверное, ни один эмальер не подходил к предмету
так основательно и не пытался освоить
такое разнообразие цветовых совмещенных
эффектов. Я же смешивал все подряд,
пережигал и недопекал образцы, а
параллельно экспериментировал с разными
металлами и влиянием их толщины на
качество обжига. В середине 1990-х годов
я организовал в подвале обычной средней школы
патриотический музей и открыл там кружок
эмалирования, обеспечив себе доступ к школьной
муфельной печи и помещению для своих опытов.
Мои первые простенькие изделия выходили
испорченными, так как я брал цвета в
произвольном сочетании, а не по близким
температурным характеристикам, как
делали другие. Эмали вели себя как соль
с перцем, многие цвета не хотели
ложиться рядом с другими, и после
каждого обжига получались передержки и
недодержки, то есть, вся моя авантюрная
игра со сложной и устоявшейся в веках
технологией приводила только к
некачественным результатам, и почти все
мои пробы так и остались незаконченными.
Я оказался на грани нового
разочарования, но теперь уже в искусстве
перегородчатой художественной эмали. |
Посетив
однажды фестиваль эмальерного искусства,
я был поражен, что лишь в единичных
работах современных эмальеров
встречаются редкие перегородки.
Получалось, только я один, как китаец,
пытался делать что-то рабски трудоемкое!
Никому не приходило в голову мучиться с
сотнями перегородок и разнообразить
как-то по особому количество
классических эмалевых цветов. Даже в
сокровищницах музеев на самых богато
украшенных окладах икон и то не
встретишь более 5-6 цветовых оттенков
обожженных вместе.
Рано или поздно это должно было привести меня
к догадке сделать все по-другому - не связывать и не
обрабатывать их вместе, а наоборот, все разделить.
Наступил
последний перед пенсией 1995 год. Я
по-прежнему старался разнообразить
палитру и соединял в одном обжиге
конфликтующие между собой эмали. То был
исторический тупик - я бился в стену,
пытаясь найти в ней дверь, которой в
принципе не существовало.
Обжигая очередной медальон, я опять упрямо
разложил эмали не по их температурным
характеристикам, поэтому у меня вновь коричневая
эмаль перегорела, желтая пошла пятнами, бирюза
фона плохо оплавилась. Подмазки и повторный
обжиг тоже ни к чему не привели. В сердцах я
отложил изделие в сторону…
И пока я глядел на этот несчастный медальон,
издали такой блестящий и красивый, а вблизи
совершенно бракованный, в голове у меня
забрезжила мысль - а что если сделать все
мозаично, то есть обжечь цвета отдельно друг от
друга, а потом сложить уже холодными?
Откладывать я ничего не стал, нарезал несколько
десятков пластинок меди, распрямил, обработал и
покрыл каждый своим цветом эмали, затем поместил
их пинцетом на сеточку и, дав подсохнуть, обжег
в печи. Получилось несколько эмалевых фрагментов
– таких маленьких разноцветных квадратиков. Я
разошелся и сидел в школе до самой ночи, пока не
изготовил по несколько штук каждого цвета. Дома
я выложил эти цветные капельки на стол и начал
составлять из них декоративные композиции,
которые мне сразу понравились, они просто не
могли мне не понравиться!
|
 |
Так свершилось открытие новой художественной
техники, и одновременно родилось ее название
- «Эмалевая мозаика» и я даже не знал, что
оно еще не встречалось в истории культуры. Я
просто стал заниматься своим делом, которое
вдруг стало таким приятным и таким
интересным, что прямо захватывало дух.
|
 |
Следующие пятнадцать лет я посвятил
созданию коллекции. За это время произошло
множество ярких событий и встреч. Я получил
Международный патент Российской Федерации на
свое изобретение, различные ордена и
дипломы, участвовал во многих выставках, в
том числе персональных, создавал призы для
победителей ювелирного конкурса и икону для
семьи Президента, получил несколько сотен
отзывов от иностранных художников, даже
установил ряд мировых рекордов в области
декоративно-прикладного искусства и открыл
свои представительства в разных странах.
Про меня писали статьи, снимали
телевизионные репортажи и киносюжеты, приглашали на различные
ток-шоу, посвящали стихи, песни и музыкальные клипы. В связи с
эмалевой мозаикой появилась масса всяких проектов и новых
технологических приемов, которые до меня еще никто в мире не
применял. Теперь наступило время искусствоведов, арткритиков и
галеристов, чтобы оценить мое творчество, мое же дело –
стараться и дальше, и работать, работать, работать.
Мне нужно опередить время, чтобы не только
потомки, но и ныне живущие успели увидеть
всю прелесть нового вида искусства. Я
уверен, что они, увидев его, приобретут не
только необычное художественное впечатление,
но и осознание того, что такое оказалось по
плечу их современнику… При этом я мечтаю,
чтобы открылась первая Школа эмалевой
мозаики, чтобы объехал многие страны «Глобус
Памяти», изготовленный мною в честь всех
жертв Второй мировой войны, и на котором
каждый желающий смог бы положить свою
капельку мозаичной эмали за одну тысячу
погибших, а главное, чтобы осуществился
проект всей моей жизни «Эмалевая комната»
или, вернее, «Эмалевые палаты», в
разноцветных залах которых не только стены и
потолки, но и все экспонаты будут из горячей
эмали и эмалевой мозаики, причем некоторые
фрагменты такого музея созданы мною уже
сейчас. Вот такие мечты… Об этих мечтах и о
многом другом можно будет прочесть в моей
книге, которая скоро выйдет в свет и,
надеюсь, найдет своих благодарных читателей
и страстных поклонников моего искусства... |
Уважаемые
гости моего сайта,
поздравляю с тем, что
Вы стали свидетелями рождения
совершенно нового вида искусства,
нового взгляда на традиционные
материалы вне всяких традиций и
учебников!
При этом заранее
благодарю Вас за проявленное к моему творчеству внимание.
Одновременно, я готов
рассмотреть любые предложения по
проведению различных выставок и показов, осуществлению совместных
творческих и издательских проектов, по размещению моих
произведений в музейных и частных коллекциях, а также по
выполнению художественных заказов. Для тех, кто хочет научиться
данному искусству или просто познакомиться с ним,
проводятся
МАСТЕР-КЛАССЫ
и открыта
Школа, информация о которых
изложена здесь, на соответствующей странице этого сайта.
С наилучшими пожеланиями!
Эмальер-мозаичист Андрей Львович МАНДЖОС
|
Это новое искусство для настоящих ценителей
изысканных произведений из горячих
эмалей и мозаики ... |
 |
|